Витраж
Холст, темпера. 78 х 60 см
Information
Biography
ЗАХАРОВ, СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ (1900, Александровск Сахалинской области, Российская Империя – 1993, Санкт-Петербург, Россия)
Русский советский архитектор, монументалист, живописец и акварелист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1951).
Сын писаря пограничного госпиталя. С 1917 учился в Томском художественном училище (до 1922 (1924?)) и одновременно – в Томском архитектурно-строительном институтее (1917–1927). По окончании института работал в строительных и проектных организациях Томска и Свердловска.
Участник выставок с 1927 (Красноярск – Новосибирск – Томск, 1-я Всесибирская), тогда же и до 1931 – член Свердловской организации АХР.
В 1932 переехал в Ленинград, продолжая работать архитектором (1930-е). В 1938 стал членом ЛОСХа. С конца 1930-х работает в Москве (павильон «Хлопок», ВДНХ) и Таджикистане (1940–1944, Таджикский Государственный театр оперы и балета). В годы войны осуществлял авторский надзор за оформлением построенного театра, создавал настенные росписи, оформлял балетные спектакли. В 1945–1946 участвует в восстановлении здания Ленгорисполкома (б. Мариинского дворца): выполняет для зала приёмов панно «Салют Победы в Ленинграде» (другое название – «Ленинград в День Победы») и ряд других произведений, посвящённых городу-герою. В 1947–1956 совместно со Зубреевой М.А. оформил интерьеры Дома правительства Таджикистана («Промышленность, сельское хозяйство и скотоводство» и др.) и Публичной библиотеки им. А. Фирдоуси («Фирдоуси и герои его поэмы «Шахнаме», «Родина»).
В пятидесятые годы занимался интерьерным проектированием (дизайном) полученных по немецким репарациям теперь советских лайнеров «Адмирал Нахимов» (ранее «Берлин» (1925), впоследствии затонул в Новороссийске в 1986), «Советский Союз» (ранее «Hansa» («Albert Ballin», 1922)) и «Крым». Так для «Адмирала Нахимова» создал портреты русских флотоводцев, панно «Бой при Гангуте».
Сюжеты многослойных, полифоничных натюрмортов и пейзажей С.Е. Захарова, выполненных в технике акварели и темперы и во многом определены экзотикой Таджикистана: «Закат» (1928), «Нижний Тагил» (1928), «Вечер» (1934), «Чинаровая роща» (1936), «Проспект 25 Октября» (1937), «Ирисы» (1954), «Изобилие» (1957), «Натюрморт с дыней» (1957, 1960, 1967), «Персики» (1961), «На Волхове» (1966), «Ленинград. Новая Голландия» (1970), «Ананас» (1975) – все акварели; «Лесоповал на горной реке» (1944, НМРТ им. Бехзода), «Горный Таджикистан. Весна» (Воронежский ОХМ), «Петродворец. Самсон» (1947), «В Белоруссии» (1953), «Весна на Малой Охте» (1959), «Индустриальный пейзаж. Таджикистан» (1961) – все темпера; «Тимур Малик» (1943, м., НМРТ им. К. Бехзода).
Персональные выставки всегда 2-х художников (С.Е. Захарова и М.А. Зубреевой) проходили в Ленинграде – С.-Петербурге ([1937?], 1951, 1980, 1984, 1996), [Кирове (1938)?] и Москве (1962 – «Таджикские впечатления»; 1965).
Его произведения находятся в ГРМ (СПб.), ГТГ (Москва), КГ им. Айвазовского (Феодосия, 10 работ), НМР Таджикистан им. Кемаледдина Бехзода (Душанбе), Воронежском ОХМ им. И.Н. Крамского, МГУ, в других государственных и частных собраниях России и зарубежья.
Сын писаря пограничного госпиталя. С 1917 учился в Томском художественном училище (до 1922 (1924?)) и одновременно – в Томском архитектурно-строительном институтее (1917–1927). По окончании института работал в строительных и проектных организациях Томска и Свердловска.
Участник выставок с 1927 (Красноярск – Новосибирск – Томск, 1-я Всесибирская), тогда же и до 1931 – член Свердловской организации АХР.
В 1932 переехал в Ленинград, продолжая работать архитектором (1930-е). В 1938 стал членом ЛОСХа. С конца 1930-х работает в Москве (павильон «Хлопок», ВДНХ) и Таджикистане (1940–1944, Таджикский Государственный театр оперы и балета). В годы войны осуществлял авторский надзор за оформлением построенного театра, создавал настенные росписи, оформлял балетные спектакли. В 1945–1946 участвует в восстановлении здания Ленгорисполкома (б. Мариинского дворца): выполняет для зала приёмов панно «Салют Победы в Ленинграде» (другое название – «Ленинград в День Победы») и ряд других произведений, посвящённых городу-герою. В 1947–1956 совместно со Зубреевой М.А. оформил интерьеры Дома правительства Таджикистана («Промышленность, сельское хозяйство и скотоводство» и др.) и Публичной библиотеки им. А. Фирдоуси («Фирдоуси и герои его поэмы «Шахнаме», «Родина»).
В пятидесятые годы занимался интерьерным проектированием (дизайном) полученных по немецким репарациям теперь советских лайнеров «Адмирал Нахимов» (ранее «Берлин» (1925), впоследствии затонул в Новороссийске в 1986), «Советский Союз» (ранее «Hansa» («Albert Ballin», 1922)) и «Крым». Так для «Адмирала Нахимова» создал портреты русских флотоводцев, панно «Бой при Гангуте».
Сюжеты многослойных, полифоничных натюрмортов и пейзажей С.Е. Захарова, выполненных в технике акварели и темперы и во многом определены экзотикой Таджикистана: «Закат» (1928), «Нижний Тагил» (1928), «Вечер» (1934), «Чинаровая роща» (1936), «Проспект 25 Октября» (1937), «Ирисы» (1954), «Изобилие» (1957), «Натюрморт с дыней» (1957, 1960, 1967), «Персики» (1961), «На Волхове» (1966), «Ленинград. Новая Голландия» (1970), «Ананас» (1975) – все акварели; «Лесоповал на горной реке» (1944, НМРТ им. Бехзода), «Горный Таджикистан. Весна» (Воронежский ОХМ), «Петродворец. Самсон» (1947), «В Белоруссии» (1953), «Весна на Малой Охте» (1959), «Индустриальный пейзаж. Таджикистан» (1961) – все темпера; «Тимур Малик» (1943, м., НМРТ им. К. Бехзода).
Персональные выставки всегда 2-х художников (С.Е. Захарова и М.А. Зубреевой) проходили в Ленинграде – С.-Петербурге ([1937?], 1951, 1980, 1984, 1996), [Кирове (1938)?] и Москве (1962 – «Таджикские впечатления»; 1965).
Его произведения находятся в ГРМ (СПб.), ГТГ (Москва), КГ им. Айвазовского (Феодосия, 10 работ), НМР Таджикистан им. Кемаледдина Бехзода (Душанбе), Воронежском ОХМ им. И.Н. Крамского, МГУ, в других государственных и частных собраниях России и зарубежья.
Источники: Михайлова (1984), Вольценбург (2002) и др.
2010-01-20 – 2013-03-23
2010-01-20 – 2013-03-23
Having found a mistake, select it and press Ctrl + Enter . Thanks.
AUTHORS
Baikov, L.P.
Baksheev, V.N.
Bakst, L.S.
Bakulina, L.G.
Bantikov, A.S.
Baranoff-Rossiné, W.D.
Basmanov, P.I.
Bebutova, E.M.
Belcova, A.M.
Belitsky, I.S.
Benois, A.N.
Benois, Alb.N.
Bilibin I.Ya.
Bobyshov, M.P.
Bochkarjev, B.L.
Bogaevsky, K.F.
Bogomazov, A.K.
Bogomolets, L.K.
Borovikovsky, V.L.
Bragovsky, E.G.
Brodskaya, L.I.
Brodsky, I.I.
Brummer, L.V.
Bruni, L.A.
Bruni, T.G.
Buchkin, D.P.
Buchkin, P.D.
Bunin, P.L.
Bure, L.L.
Burliuk, D.D.
Burliuk, V.D.
Burmistrov, B.M.
Buzin, E.N.
Bylewski, Tadeusz
Bylyev-Protopopov, N.M.
Galba, V.A.
Gavris, I.T.
Genin, D.P.
Gerasimov, A.M.
Gerasimov, S.V.
Gildebrandt, O.N.
Ginzburg, B.N.
Gippius, N.A.
Godlevsky, I.I.
Golitsyn, I.V.
Golopolosov, B.A.
Golovin, A.Ya.
Goncharov, A.D.
Goncharova, N.S.
Gorbatov, K.I.
Gorokhova, M.A.
Grabar, I.E.
Grigoriev, B.D.
Grigoriev, N.M.
Gritsai, A.M.
Grokholskaya, M.I.
Gugel, A.S.
Gumilevsky, I.V.
Gurevich, D.E.
Gurkin, G.I.
Guro, E.G.
Kahl, K.N.
Kalinin, V.V.
Kamanin, A.M.
Kandinsky, W.
Kaplan, A.L.
Kaplan, F.M.
Kaplun, A.V.
Karazin, N.N.
Kardovsky, D.N.
Kartashev, O.N.
Kashina, N.V.
Katkov, S.P.
Katsman, Ye.A.
Khlebnikova, V.V.
Khodasevich, V.M.
Khokhryakov, N.N.
Kibrik, E.A.
Klever, J.J.
Kliun, I.V.
Kogan, N.I.
Kolesnikoff, S.F.
Kolesnikov, I.F.
Komardenkov, V.P.
Konchalovsky, P.P.
Korin, P.D.
Korolev, A.L.
Korovay, E.L.
Korovine, C.A.
Koryagin, A.V.
Kostrov, N.I.
Kostrova, A.A.
Koulakov, M.A.
Krestovsky, Ya.I.
Krshizhanovsky, Ye.I.
Kruglikova, E.S.
Krymov, N.P.
Ksidias, P.S.
Kudryashov, I.A.
Kukryniksy
Kulbin, N.I.
Kuprin, A.V.
Kurdov, V.I.
Kurzin, M.I.
Kustodiev, B.M.
Kuznetsov, P.V.
Labas, A.A.
Ladyzhensky, G.A.
Laktionov, A.I.
Lansere, Ye.Ye.
Lapshin, N.F.
Larionov, M.F.
Le-Dantu (Ledantu), M.V.
Lebedev, V.V.
Lebedeva, S.D.
Lentulov, A.V.
Leporskaya, A.A.
Levitan, I.I.
Levitin, A.A.
Levitin, A.P.
Liphart, E.K.
Lipсhitz, Jacques
Lissitzky, El
Livchack, X.V.
Lodygin, S.P.
Los, Ye.G.
Lubimov, A.M.
Luppov, S.M.
Magarill, E.M.
Malevich, K.S.
Maliavine, Ph.A.
Maltzeff, G.P.
Manevich, B.S.
Mashkov, I.I.
Matorin, M.A.
Matyushin, M.V.
Mavrina, T.A.
Mayorov, I.E.
Mechev, M.M.
Melamud, Sh.N.
Meller, V.G.
Meshcheryakov, A.V.
Mikhnov-Voitenko, E.G.
Milashevsky, V.A.
Mitrokhin, D.I.
Mochalov, S.M.
Moiseenko, Ye.Ye.
Moor, D.S.
Morgunov, A.A.
Mucha, Alphonse
Muizule, Malda
Mukhina, V.I.
Pakhomov, A.F.
Palmof, V.N.
Panteleev, S.М.
Pasternak, L.O.
Pavlov, S.A.
Pereyaslavets, V.I.
Petritsky, A.G.
Petrov-Vodkin, K.S.
Petrovichev, P.I.
Pikunov, E.S.
Pimenov, Yu.I.
Plastov, A.A.
Platunov, M.G.
Podberesky, N.L.
Polyakov, A.I.
Polyushenko, A.P.
Popkov, A.N.
Popova, L.S.
Pougny, Jean
Purvit, V.E.
Samokhvalov, A.N.
Sarian, M.S.
Savinov, A.I.
Scrodenis, V.V.
Semenov, A.N.
Semiletov, A.F.
Serebriakova, Z.Ye.
Serov, V.A.
Serov, Vl.A.
Shchekatikhina-Pototskaya, A.V.
Shevchenko, A.V.
Shillingovsky, P.A.
Shistko, V.I.
Shterenberg, D.P.
Shukhaev, V.I.
Shuraev, A.I.
Sinezouboff, N.V.
Skalon, A.V.
Skryabin, V.T.
Smirnov, B.A.
Sobolevsky, V.I.
Sofronova, A.F.
Sokolov, M.G.
Sokolov, M.K.
Somov, K.A.
Sotnikov
Soviet Match Labels of Proletarskaja Znamja Factory
State porcelain manufacture named after Lomonosov
Stenberg, G.A.
Stenberg, V.A.
Stepanova, V.F.
Sterligov, V.V.
Stozharov, V.F.
Suetin, N.M.
Svarog, V.S.
Svetlakov, S.N.
Svetoslavsky, S.I.
Sychkov, F.V.
Yakerson, D.A.
Yakobson, A.N.
Yakovlev, A.A.
Yakovlev, V.I.
Yakunina, Ye.P.
Yankov, M.D.
Yegorov, Ye.V.
Yegoshin, G.P.
Yelizarov, Yu.I.
Yepifanov, G.D.
Yermilova-Platova, Ye.F.
Yermolayev, B.N.
Yermolenko, A.S.
Yershova, K.I.
Yudin, L.A.
Yudovin, S.B.
Yunosheva, R.M.
Yuon, K.F.
Yurkun, Yu.I.
Yustitsky, V.M.
Yutkevich, S.I.